Реботтлинг коллекционного виски

В мире раритетного и коллекционного явления широко распространено такое явление, как реботтлинг – повторная упаковка одного и того же напитка в новую бутылку.

В мире раритетного и коллекционного явления широко распространено такое явление, как реботтлинг – повторная упаковка одного и того же напитка в новую бутылку. Чаще всего этого осуществляется непосредственно производителем для ре-релиза. Так, например, шотландская винокурня Bowmore выпустила виски Black Bowmore пятого издания дважды – в ординарной бутылке и в декантере, созданном совместно с британским производителем автомобилей лакшери-класса Aston Martin.

Реботтлинг наблюдается практически у всех производителей коллекционного виски: Bowmore, Springbank, Macallan и так далее. При этом с каждым новым повторным релизом цена напитка увеличивается. Это связано в том числе и с отношением к выпускам со стороны коллекционеров элитного алкоголя. Они рассматривают ре-релизы не как повторные издания, а как новые. Поскольку коллекционный виски – это не только алкогольный напиток, но и вся история, которая за ним стоит.

Особенности реботтлинга и повторных релизов виски

Пятый релиз Black Bowmore – один из наиболее ярких примеров реботтлинга виски, направленного на повышение цены напитка вследствие коллаборации с другими брендами из лакшери сегмента. Ординарный выпуск этого напитка на вторичном рынке стоит порядка 14 000 долларов за бутылку. Однако Black Bowmore DB5, созданный в коллаборации с Aston Martin, оценивается приблизительно в 140 000 долларов.

В обоих бутылках – один и тот же виски, который был дистиллирован однократно в 1964 году. От стандартных релизов Bowmore он отличается повышенным уровнем копчения солода, который изменил дегустационный профиль напитка: он стал значительно темнее, а во вкусе и аромате увеличилось количество характерных оттенков торфяного дыма. Виски проходил 42-летнюю выдержку в бочке из-под хереса Олоросо – традиционная методика вызревания для шотландских напитков премиум-класса.

Пятый релиз Black Bowmore – наиболее яркий, но не единственный пример удорожания виски в результате реботтлинга. Ещё один, менее известный на массовом рынке – это скотч Springbank 1919 года.

Первый релиз Springbank 1919 состоялся в 1970 году, после 50 лет выдержки. Напиток уже тогда относился к числу коллекционных: винокурня подготовила для него нестандартную бутылку грушевидной формы и устроила лотерею за право покупки. Поскольку виски разливался из единственного бочонка без купажирования, разбавления и дополнительной фильтрации, релиз был очень ограничен. Сегодня бутылка оригинального Springbank 1919, выпущенного в 1970 году, стоит около 26 000 долларов на вторичном рынке.

В 1980-х годах винокурня провела повторный релиз Springbank 1919 с реботтлингом: оставшийся виски был перелит в стандартные бутылки, однако пронумерованные вручную, и упакованные в презентационный деревянный шоу-бокс. Объём тиража был крайне ограничен и составил всего 24 экземпляра. Сегодня виски Springbank 1919 года второго релиза продаётся на аукционах по цене порядка 270 000 долларов.

Рекордсмен по количеству повторных релизов с реботтлингом – шотландская винокурня The Macallan. У неё есть один виски, который выпускался три раза, и ещё один виски, который пускался четыре раза.

Три раза выпускался The Macallan 1937 года с выдержкой 37 лет:

  • Оригинальный релиз – Macallan-Glenlivet 1937 37YO, разлитый в 1970-х годах. Стоимость на аукционах сегодня составляет порядка 5 000 долларов за бутылку.
  • Второй релиз – Macallan 1937 37YO Fine and Rare 2002 года. Стоимость на аукционах сегодня составляет порядка 43 500 долларов за бутылку.
  • Третий релиз – The Macallan in Lalique Golden Age of Travel Aeroplane 1937 (37YO). Стоимость на аукционах сегодня составляет порядка 63 000 тысяч долларов.

Несмотря на то, что в трёх бутылках с ценой в 5 000, 43 500 и 63 000 долларов находится один и тот же напиток, цена значительно различается вследствие особенностей каждого выпуска. Первый релиз был достаточно большим, второй – крайне лимитированным, а третий и вовсе выпущен тиражом всего 50 экземпляров. Хрустальный декантер ручной работы Lalique дополнительно увеличивает ценность (и цену) релиза.

Рекордное количество повторных релизов принадлежит The Macallan 1926 года с выдержкой 60 лет. Он был выпущен четыре раза, при этом все они являются коллекционными и раритетными:

  • The Macallan 1926 60 Year-Old. Единственный в своём роде экземпляр – бутылка классической формы была вручную написана художником Майклом Диллоном. «Ушла с молотка» на аукционе Christie’s в 2018 году по цене в 1 200 000 фунтов стерлингов (примерно 1 436 500 долларов США).
  • The Macallan Fine and Rare 60 Year Old 1926 – выпущен тиражом 40 бутылок. Самая дорогая была продана на аукционе Sotheby’s в 2019 году по цене примерно 1 740 000 долларов.
  • The Macallan 1926 Peter Blake – этикетку для этой бутылки вручную создал Питер Блейк, художник из Великобритании. Выпущено 12 экземпляров.
  • The Macallan 1926 Valerio Adami – бутылка с этикеткой, созданной итальянским художником Валерио Адами. Выпущена ограниченным тиражом, насчитывающим 12 экземпляров.

Кроме того, достоверно известно, что две бутылки The Macallan 1926 года были проданы в частные коллекции анонимным ценителям без этикетки. Предполагалось, что они распишут её сами. Либо так и оставят этот виски без этикетки (что, к слову, также способно увеличить коллекционную ценность напитка на вторичном рынке).

Влияние реботтлинга на стоимость коллекционного виски

Повторные релизы, как правило, увеличивают цену коллекционного виски. Это объясняется следующими факторами:

  • Рынок коллекционного виски сформировался относительно недавно, в 1980-х годах. Все напитки, которые были выпущены до этого времени, несмотря на то, что фактически они являются раритетами, не были ориентированы на коллекционеров и инвесторов. Поэтому они не слишком отличаются от ординарных релизов.
  • Каждый новый повторный релиз выпускается более ограниченным тиражом, чем предыдущий. Зачастую речь идёт о нескольких десятках бутылок. Лимитированные релизы значительно увеличивают цену коллекционного виски.
  • Все новые релизы сопровождает промо-кампания, которая призвана привлечь внимание коллекционеров к напитку. Это не только прямая реклама. Виски может получать более роскошную упаковку, для его создания винокурня объединяется с другими лакшери-брендами или деятелями искусств и так далее.

Из этого возникает интересное явление: люди, которые ценят виски за вкус и качество, а не за редкую упаковку, могут приобрести раритетные исторические релизы значительно дешевле, чем современные повторные издания. Бутылка Macallan-Glenlivet 1937 года, выпущенная в 1970 году, стоит 5 000 долларов. Декантер The Macallan In Lalique Golden Age of Travel Aeroplane 1937 – 63 000 долларов. При этом напиток, который находится в этих бутылках – один и тот же.

Таким образом, на цену (и ценность) коллекционного виски влияют не только характеристики самого напитка, но и некоторые особенности релиза.