Инвестиционное коллекционирование азиатского алкоголя
В последние несколько лет наблюдается «азиатская экспансия» на рынке коллекционного алкоголя.
В последние несколько лет наблюдается «азиатская экспансия» на рынке коллекционного алкоголя. Она проявляется не только в том, что крупнейшие аукционы Sotheby’s и Christies проходят в Гонконге, деловом и экономическом центре региона. Ещё один признак экспансии – это появление исключительно азиатских напитков на рынке коллекционного алкоголя.
В первую очередь это – китайский маотай и японский виски. Ещё несколько десятилетий назад эти напитки были известны исключительно в странах происхождения. Сейчас они активно торгуются на международных аукционах, а в инвестиционных портфелях коллекционеров элитного алкоголя появляется винтажный маотай, выпущенный лимитированным тиражом.
Поскольку коллекционирование элитного алкоголя – это не только хобби, целесообразно рассмотреть азиатские напитки с инвестиционной точки зрения: насколько они дорожают в сравнении с европейскими, востребованы ли они международными ценителями и какие экземпляры стоит добавить в своё собрание.
Японский виски на рынке европейского элитного алкоголя
При оценке инвестиционного потенциала наиболее прост в определении именно японский виски: он активно продаётся на европейских, американских и международных аукционах элитного алкоголя. Кроме того, он вышел на рынок сравнительно давно. Первые международные аукционы, на которых продавался японский коллекционный виски, прошли ещё в 1990-х годах – в то время как маотай появился в листинге Sotheby’s и Christies только во второй половине 2010-х годов.

Японский виски производится и выпускается по методу шотландского. Кроме того, винокурни Страны восходящего солнца зачастую делают ограниченные релизы, предлагая напитки с продолжительной или нестандартной выдержкой в количестве, лимитированном несколькими десятками или сотнями бутылок. Эта раритетность увеличивает коллекционную ценность японского виски.
Например, конгломерат японских производителей виски Suntory выпускает 50-летний Yamazaki почти ежегодно. Тираж каждого релиза составляет 100 бутылок. При этом для приобретения необходимо принять участие в лотерее на право покупки, которая проводится исключительно для японских граждан. Как следствие, Suntory Yamazaki 50 Years Old за пределами страны происхождения доступен в крайне ограниченных количествах – и это поднимает его коллекционную ценность независимо от качества напитка (хотя оно также является очень высоким).

Согласно аналитике ресурса Wine-Searcher, который проверяет ценовую политику алкогольных напитков в различных онлайн-магазинах и бутиках лакшери-продукции, удорожание японского коллекционного виски в среднем составляет 15–20% в год. При этом оно не связано с новыми релизами.
Китайский маотай на рынке элитного алкоголя
Китайский маотай, в отличие от японского виски, сохраняет статус «локального» алкогольного напитка: в первую очередь он торгуется на азиатских аукционах Sotheby’s и Christies. При этом их посещают и коллекционеры из Европы, США и других регионов. Тем не менее, на международных аукционах по состоянию на середину 2022 года китайский маотай практически не был представлен (единичные торги – это скорее исключение, чем правило).

Однако динамика развития рынка китайского маотая показывает, что уже в ближайшие несколько лет этот коллекционный элитный алкоголь может появиться на международных аукционах. В первую очередь – как инвестиционный продукт. Ведь удорожание китайского маотая, согласно данным ресурса Wine-Searcher, составляет более 50% в год.
В частности:
- Kweichow Moutai 50 Years Old в августе 2020 года продавался по цене в 4 841 долларов. В июле 2022 года цена на него составила 11 901 доллар. Удорожание за два года – 145%.
- Kweichow Moutai 30 Years Old в августе 2020 года продавался по цене в 4 746 долларов. В июле 2022 года цена на него составила 6 990 долларов за бутылку. Удорожание за два года – 47%.
- Kweichow Moutai Legendary Collection в октябре 2020 года стоил 770 долларов за бутылку. В июле 2022 года его цена составила 7 544 доллара за бутылку. Удорожание за менее чем два года составило 979% (практически десятикратно).
Китайский байдзю маотай имеет невероятно высокий инвестиционный потенциал, причём при вкладывании как на короткие сроки, так и при долгосрочном планировании. В настоящее время этот элитный алкоголь переживает период активного роста. Как и в случае с виски, особенно высоко ценятся напитки, выпущенные ограниченным тиражом или имеющие продолжительную выдержку.

Недостатком инвестиционной стратегии, построенной на вложении в маотай, является отсутствие диверсификации. Этот элитный алкоголь производится одной-единственной компанией, которая называется Kweichow и находится под частичным государственным управлением Китая. В случае принятия экономических санкций, наложенных на КНР, цена маотая на вторичном рынке может снизиться, а аукционы по его продаже могут прекратиться.
Другие азиатские алкогольные напитки
Другие азиатские алкогольные напитки, за исключением определённой марки виноградного вина, не представляют ценности для коллекционеров вследствие отсутствия потенциала выдержки и сравнительно низкого качества.
Например, саке и соджу – рисовые алкогольные напитки, которые производятся в Японии и Южной Корее соответственно – не имеют потенциала выдержки. Они способны испортиться уже через несколько лет хранения в погребе даже при соблюдении правильного температурного режима. Поэтому они не подходят для долгосрочного инвестирования.

Некоторой коллекционной ценностью обладает китайское виноградное вино Long Dai. Она обусловлена его происхождением – хозяйство принадлежит семейству Ротшильдов. Сам напиток изготавливается из сортов и по технологиям, которые применяются во французском регионе Бордо. Domaines Barons de Rothschild ‘Long Dai’ представляет собой ассембляж Каберне Совиньон, Марселан и Каберне Фран, который выдерживается 18 месяцев в бочках из французского дуба, а средний ежегодный объём выпуска ограничивается 2 500 ящиками.
При этом ожидать от Long Dai максимальной прибыльности не стоит. Несмотря на то, что участие семейства Ротшильдов повысило ценность вина на рынке элитного алкоголя, ежегодный прирост стоимости намного ниже, чем у китайского маотая или японского виски. По данным Wine-Searcher, в ноябре 2020 года бутылка Long Dai стоила в среднем 456 долларов. В июле 2022 года её цена увеличилась до 514 долларов. Прирост за полтора года составил 13% – это меньше, чем у вин Бордо премьер гран крю классе (так называемых «голубых фишек»).

Тем не менее, Long Dai подходит для долгосрочного инвестирования. Азиатская экспансия на рынке элитного алкоголя, которая наблюдается прямо сейчас, ещё не набрала полной силы – через несколько лет количество алкогольных напитков из Китая или Японии на аукционах многократно увеличится, а на торгах в Лондоне и Нью-Йорке появится маотай. Это объясняется не только финансовой экспансией, но и культурным распространением. Всё больше западных потребителей выбирают азиатскую продукцию целенаправленно в стремлении «попробовать что-то новое». Это справедливо и по отношению к алкогольным напиткам, особенно – таким нестандартным, как маотай, саке и соджу.