Какой элитный алкоголь любят французы

Сложно представить нацию, которая лучше бы разбиралась в элитном алкоголе, чем французы.

Именно эта страна подарила великие вина, коньяки и многие другие напитки, а также методику их классификации и культуру употребления.

Но для многих будет неожиданностью то, что французы в большинстве своём предпочитают алкоголь массового потребления. Великие вина и другие элитные напитки отправляются в основном на экспорт и приобретаются ценителями из США, Китая, европейских стран и постсоветских государств.

Впрочем, некоторые элитные напитки французы предпочитают оставлять себе и употреблять самостоятельно.

Натуральное, органическое и биодинамическое вино на пике формы

Прямо сейчас французы, как и многие другие европейцы, стремятся к потреблению экологически чистых и безопасных алкогольных напитков. Это означает, что натуральное, органическое и биодинамическое вино – на пике востребованности.

Томас Перлмуттер, один из владельцев Cave de Belleville, одного из крупнейших винных баров Парижа, отмечает, что «натуральное вино спрашивают не менее 15 раз в день». При этом многие посетители не совсем понимают, о каком именно напитке идёт речь. Они ожидают, что красное натуральное вино будет иметь бледный цвет, а белое окажется мутноватым.

Натуральное вино отвечает следующим требованиям:

  • Оно не проходит антисептической обработки сульфидом серы, который уничтожает микроорганизмы и служит консерватором для напитка.
  • При выращивании сырья не использовались пестициды, гербициды и другие химические вещества искусственного происхождения.
  • При производстве вина не использовались системы химической фильтрации, однако допускается очистка яичным белком, желатином или другими веществами естественного происхождения.

Несколько лет назад натуральные вина действительно имели тусклые цвета, были мутными и странно пахнущими. Однако сейчас производители улучшили технологии выращивания урожая и обработки сырья, что сделало напитки более похожими на «классические», а в некоторых случаях – и вовсе неотличимыми.

Французы предпочитают Божоле, Бордо отправляется на экспорт

Интересной тенденцией в потребительском поведении французов является отказ от классических винодельческих регионов – Бордо, Бургундии и долины Роны. Элитные великие вина, производимые там, теряют востребованность среди локальных потребителей (в то время как международные покупатели, напротив, крайне в них заинтересованы).

Зато среди французов растёт интерес к напиткам, которые «в народе» называются «un petit rouge léger» («лёгкий красный цвет»). Это не слишком насыщенные и концентрированные вина, которые характеризуются универсальностью и подходят для повседневного употребления. Такие регионы, как долина Луары и некогда очернённое Божоле становятся вновь востребованными среди населения Франции.

По словам Томаса Перлмуттера и других владельцев винных баров, это может быть связано с изменениями климата. Южные и центральные французские регионы стали теплее, поэтому продуцируют более насыщенные и концентрированные вина, чем раньше, с большим содержанием алкоголя. Лёгкие и освежающие напитки остались только на севере страны.

Хотя для коллекционеров и ценителей концентрированные вина с высоким содержанием алкоголя представляют наиболее высокий интерес – они хорошо вызревают и развиваются со временем – для массовых потребителей они слишком насыщенные.

Менее известные регионы, менее дорогие вина

Около 40 лет бутылка Petrus стоила порядка 20–30 долларов (на современное денежное исчисление). Сегодня её цена – как минимум в сто раз выше. Это приводит к тому, что французы вынуждены отказываться от напитков из известных регионов и от культовых производителей – они слишком дорогие для того, чтобы пить.

Тем не менее, что-то пить всё-таки нужно. Поэтому французы выбирают менее известные регионы. Например, в последние годы особую популярность приобрёл Жюра – небольшой апелласьон между Бургундией и Шотландией. Ранее он был известен только жёлтыми винами. Сейчас многие покупатели Парижа стремятся приобрести Пино Нуар, Труссо или Пульсар именно из Жюры (красные вина).

В будущем можно ожидать появления великих вин из регионов Савойя и Бюже. Сейчас именно их выбирают молодые виноделы – благодаря дешёвой земле и оптимальному климату. Ардеш с его гранитным терруаром может стать основой для минеральных вин, которые тоже входят в моду.

Усталость от Прованса и новое шампанское

В то время как в России и США розовые вина Прованса только входят в моду, французы уже устали от них. Дело в том, что практически все эти напитки – одинаковые: лёгкие, освежающие, с доминирующим оттенком грейпфрута. Французы ищут что-то новое и более ароматное, цветочное – и находят это в розовых винах Луары.

Ситуация с шампанскими винами тоже меняется. От классических игристых напитков массовые потребители начинают отказываться, предпочитая им pétillant naturel – совершенно новую разновидность.

Вина pétillant naturel также называются «естественно игристыми». Для создания «пузырьков» им не требуется дополнительное вторичное брожение. Кроме того, такие «естественно игристые» вина характеризуются меньшей ценой и низким содержанием алкоголя. Единственное «но»: они не такие игристые, как шампанское.

Потребление элитного алкоголя возросло

Но главная тенденция заключается в том, что потребление элитного алкоголя возросло. Французы не стали пить больше. Они стали пить более дорогие напитки.

Отчасти это объясняется тем, что из-за пандемии люди стали больше дорожить своим временем и перестали откладывать удовольствия «на следующий раз». Потому что, возможно, другого шанса насладиться хорошим вином просто не будет.