Европейские критики о винах России

Мишель-Жак Шассей, французский ценитель элитного алкоголя, страстный собиратель и автор монументального труда «100 великих вин из самой дорогой коллекции в мире», очень любит крымский портвейн.

Настолько, что даже в 2014 году, в обход международных ограничений, смог вывезти несколько бутылок «Массандры» с территории этого полуострова.

В своей книге он выделяет два портвейна и одно десертное вино, ставя их в один ряд со Screaming Eagle 2007 года, Chatau Margaux 1990 года и Domaine de la Romanée-Conti, Romanée-Conti Grand Cru: «Мускат из Массандры» 1934 года, «Кагор из Массандры» 1933 года и «Мёд с алтайских лугов» «Массандры» 1886 года, отзываясь о них с такой же любовью и уважением, как об элитном алкоголе с ценой в десятки тысяч долларов за бутылку.

Но Мишель-Жак Шассей – не единственный коллекционер и критик, который отзывается о винах России. Причём мнения сомелье диаметрально противоположны. Роберт Паркер, автор журнала The Wine Advocate и, общепризнанно, самый влиятельный винный критик в мире, отзывается о российском алкоголе сдержанно-позитивно, выставляя оценки от 85 до 90 баллов по 100-бальной шкале. Дженсис Робинсон отзывается крайне осторожно, называя их «экзотическими». Итальянец Лука Марони категорично разделяет вина: тихие из автохтонных сортов получают от него высокие оценки, а игристые из французских – неприятно низкие.

О том, что думают европейские и американские критики о местных винах России, рассказываем в этой статье.

Роберт Паркер (The Wine Advocate): оценивает сдержанно-положительно, относится беспристрастно

Роберт Паркер, самый влиятельный винный критик на рынке элитного алкоголя, одно слово которого может увеличить цену напитка в десятки раз или «потопить» целый бренд, относится к российским винам беспристрастно. По сути, ему нет разницы, что оценивать. Он готов попробовать и выставить свой рейтинг всем присылаемым на экспертизу винам независимо от страны происхождения.

Российские вина попадали к Роберту Паркеру неоднократно, в том числе – в 2019–2021 годах. Свои напитки ему отправляли Chateau Pinot, «Долина Лефкадия» и «Имение Сикоры». Максимальная оценка, которую получило российское вино от Роберта Паркера – 91 балл.

В частности, рейтинг наиболее интересных напитков выглядит следующим образом:

  • «Долина Лефкадия», «Лефкадия Резерв» 2012 года – 91 балл;
  • Chateau Pinot «Шары колдуна Рамато» 2019 года – 90 баллов;
  • Chateau Pinot «Петнат Пино Нуар» 2020 года – 90 баллов;
  • Sikory Estate Riesling Family Reserve 2016 года – 90 баллов.

Оценку 80-89 баллов получают «очень хорошие вина, достойные включения в личную коллекцию», а 90-95 баллов – «выдающиеся вина».

Тем не менее, большинство по-настоящему элитных и роскошных вин в рейтинге Роберта Паркера имеют оценку выше 93 баллов.

Дженсис Робинсон: относится с интересом, оценивать не торопится

Дженсис Робинсон, винный критик и эксперт по элитному алкоголю газеты The Financial Times, не высказывает качественной (равно как и количественной) оценки российских напитков. Однако относится к ним достаточно положительно. Так, ещё летом 2010 года она включила Россию в список винодельческих регионов в своём культовом путеводителе «Атлас вина».

В своём единственном интервью, посвящённом российским винам, эта британка назвала их «экзотическими», указав, что стилистика местного алкоголя крайне отличается от привычных европейским критикам французских и итальянских подходов. Поэтому провести оценку по стандартной шкале не представляется возможным.

Дженсис Робинсон смогла продегустировать два российских вина – «Фанагория 100 оттенков белого Шардоне» 2016 года и «Фанагория 100 оттенков красного Саперави» 2016 года.

Лука Марони: требует выращивать больше Красностопа

Лука Марони – один из самых известных критиков итальянского вина. В своей работе он использует объективный подход (который называет «методом»), лишённый субъективной качественной оценки («нравится»/«не нравится»).

К российским винам он относится сдержанно-благодушно. В том время как большинство тихих напитков ему нравятся, игристые он откровенно критикует. В 2016 году прошла масштабная дегустация, на которой Лука Марони оценил 155 образцов российских вин, и треть из них получила высокую оценку – более 90 баллов.

Наиболее высокооценёнными винами стали:

  • Inkerman «Саперави Special Reserve» 2013 года – 92 балла из 100;
  • «Легенда Крыма» «Мускат белый» – 92 балла из 100;
  • «Шато Тамань» «Красностоп» 2013 года – 92 балла из 100;
  • «Фанагория» «Саперави 100 оттенков красного» 2014 года – 94 балла из 100;
  • Винодельня «Юбилейная» «Каберне Фран Премиум розовое» 2015 года – 94 балла из 100.

По словам Луки Марони, у российского виноделия – большое будущее. Но только в том случае, если оно перестанет копировать европейскую стилистику и сосредоточится на собственных подходах. Например, хозяйства будут выращивать больше российских автохтонных и аборигенных сортов, включая Красностоп и Цимлянский чёрный.

Оз Кларк: в восторге, называет трёх конкретных производителей

Американский винный критик Оз Кларк, известный своим позитивным отношением к жизни, называет Россию «страной для тех, кто любит вино». Впрочем, это не удивительно. Некогда именно он помогал бренду «Абрау-Дюрсо» стать производителем качественных шампанских вин, а не приторно-сладкого «Советского шампанского».

По словам Оза Кларка, в России есть три производителя, которые вывели свою продукцию на наиболее высокий уровень:

  • «Абрау-Дюрсо»;
  • «Фанагория»;
  • «Имение Сикоры».

Так же, как и Лука Марони, Оз Кларк наиболее высоко оценивает российские автохтоны – Красностоп и Цимлянский чёрный. А вот Каберне Совиньон и Шардоне от краснодарских производителей получают не такие рейтинги.

По его словам, многие российские производители стараются следовать «богатому» стилю, используя, например, новые дубовые бочки. Именно поэтому вина, которые должны быть лёгкими, оказываются неожиданно тяжеловесными. Особенно это касается «премиального» Шардоне, которое в России оказывается настолько масляно-ванильным, что теряет пикантность и свежесть.

Джеймс Саклинг: пробовал хорошее и ужасное вина

Джеймс Саклинг – один из немногочисленных винных критиков, которые дегустируют и пытаются популяризировать вина из так называемых «новых регионов». Последние несколько лет он оценивал алкоголь, производимый в Китае. В будущем планирует составить рейтинг российских вин.

За время жизни и работы в Китае Джеймс Саклинг сталкивался с российскими винами два раза:

  • Первый – когда в рамках отраслевой конференции попробовал «Собер-Баш», и оно ему понравилось.
  • Второй – когда купил какую-то бутылку в супермаркете: и вино оказалось ужасным.

Выводы

Довольно интересно заметить, что зарубежные критики отзываются о российских винах более высоко, чем российские потребители. Однако такая тенденция понятна. Ренессанс российского виноделия начал наблюдаться только в 2010-х годах, когда всё больше производителей начали создавать напитки, способные конкурировать с европейскими или аналогами.

До второй половины 2000-х годов российское виноделие отталкивалось от советских стандартов. Тогда основным стилем были сладкие и полусладкие ликёрные, креплёные и десертные вина. И даже расположенные в Краснодарском крае и Ростовской области хозяйства старались производить именно такие.

Однако изменение самого стиля и подхода сказалось положительно на российском виноделии. Конечно, оно ещё не совершенно. Многие критики говорят, что российским хозяйствам пора отказаться от подхода «дорохо-бохато» (с использованием новых дубовых бочек и микроскопических «идеальных» виноградников), а также сконцентрироваться на автохтонных сортах и собственных стилях.